17 марта на Новой сцене Театра «На набережной» состоялся творческий вечер, посвящённый памяти режиссера Гедрюса Мацкявичюса, Заслуженного артиста России. Зрители увидели спектакль «Пошли мне сад…» – последнюю драматическую работу Мастера по произведениям Марины Цветаевой.
Спектакль был поставлен в 2006 году в «Театре Поэзии» на двух исполнителей. Сегодня его представляют Вера Смоляницкая – драматическая актрис и педагог РАТИ (ГИТИС) в роли Цветаевой и Сергей Лобанков – актёр «Театра пластической драмы» Гедрюса Мацкявичюса в роли Безмолвного Персонажа.
Спектакль был восстановлен Михаилом Али-Хусейном – режиссёром театра «Современник», ближайшим другом и однокурсником Гедрюса по ГИТИСу. Анатолий Бочаров, первый актёр спектакля, принял участие в качестве консультанта и помощника в поиске новых пластических решений.
Особыми гостями вечера в Театре «На набережной» стали: сын Гедрюса Мацкявичюса Эрнест Мацкявичюс – российский журналист и телеведущий со своей семьёй, Инга Видугирите – атташе по культуре посольства Литвы в России, Элеонора Митрофанова – руководитель Россотрудничества с зарубежными странами, Андрей Яхонтов – писатель и драматург и многие другие.
Перед спектаклем в фойе Театра «На набережной» зрителям была представлена уникальная выставка, представляющая раритетные фотографии спектаклей «Театра пластической драмы» Гедрюса Мацкявичюса. Изготовленная в 1985 году фотографом Вячеславом Помигаловым, выставка сопровождала театр на гастролях в разных городах и странах и сегодня представляет особый интерес и с художественной, и с исторической стороны.
Имя Гедрюса Мацкявичюса было широко известно в театральных кругах в 80–90-х годах. Спектакли созданного им «Театра пластической драмы» были любимы и долгожданны зрителями и Москвы, и многих городов России, и зарубежных стран. Увидеть их в те годы стало душевной, духовной необходимостью интеллигенции, как встреча с живой культурой, создаваемой именами Александра Галича, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Андрея Тарковского и Алексея Германа.
Театр Мацкявичюса проповедовал молчание. Пантомима, танец, пластика, акробатика, гимнастика были не формальным выбором, это было осознанным и выверенным творческим решением.
«Взгляд, жест, поза, едва уловимое движение тела "обнажают" человека неизмеримо больше, чем это могут сделать слова», – объяснял режиссёр. – Согласитесь, именно безмолвие сопутствует всем крайним, кульминационным моментам человеческой жизни».
18 мая 2018 года со дня Рождения Гедрюса Мацкявичюса исполняется 73 года. Он ушёл из жизни в 2008 году в результате болезни, почти обездвижившей его.
Гедрюс Мацкявичюс считал, что телу труднее солгать, чем слову. Ещё он считал, что именно молчание – как реакция – сопровождает все истинно значимые моменты нашей жизни. Поэтому в его спектаклях не было слов, зато в них были музыка, пластика и подлинность чувств.
Актёры Вера Смоляницкая, Сергей Лобанков и режиссёр Михаил Али-Хусейн, восстановивший постановку Гедрюса Мацкявичюса, поблагодарили Фёдора Сухова, художественного руководителя Театра «На набережной», и весь творческий коллектив Театра за возможность представить «Пошли мне сад...» – последнюю поэтическую работу Мастера – московским зрителям и всем те, кто работал с ним, был знаком с его творчеством и хранит память как о Друге, Художнике и Человеке.
Фото – Дарья Крылова.
Текст – Оксана Данилюк.