Театр на набережной
Меню  
  Версия для слабовидящих
октябрь 2024
Элинор Портер
Елена Трещинская
Александр Пушкин
18пт
19:00
Lacrymosa
Н. Ричард Нэш
Константин Сергиенко
26сб
19:00
Вой, ветер !
Варлам Шаламов
Вся афиша

Проект «Ключи от лабиринта»: творчество как непрерывность жизни

В этом году в Москве воплотился в жизнь Художественно-образовательный проект «Ключи от лабиринта». Темой проекта стало творчество – та созидательная сила, что способна противостоять злу даже в условиях концлагерей.

Центральной выставочной площадкой проекта стала "Галерея XXI века", а специальными гостями –  Театр "На набережной" и Фёдор Сухов, его художественный руководитель, режиссер и театральный педагог. Журналист Елизавета Киктенко побеседовала с организаторами и узнала, как искусство может поддержать человека в трагические моменты истории, как говорить с детьми о событиях Второй мировой войны и что такое каждодневный героизм творческого человека.

 

СПРАВКА: Проект «Ключи от лабиринта» осуществлён при поддержке Департамента культуры г.Москвы с апреля по сентябрь 2015 года на трех выставочных площадках Объединения «Выставочные залы Москвы»: «Галерее XXIвека», арт-центре «Солнцево» и арт-холле «Выхино». Авторами Проекта выступили арт-терапевт и писатель Елена Макарова (Израиль) и искусствовед Наталья Игнатьева (Россия).

В Проект «Ключи от лабиринта» в «Галерее XXI века» вошли выставка «Ключи от лабиринта» в пространстве выставочного зала, кураторами которого являются Алёна Борщаговская и Евгений Гриневич, спектакль «Дорога в небо» - документальная мистерия о Доме сирот Януша Корчака, представленный Театром «На набережной», и уникальные ТИгры — авторские Театральные Игры Федора Сухова, его художественного руководителя и режиссёра.

О чём проект? О том, что творчество — это не «удел избранных» или «вишенка на торте», не просто приятное времяпрепровождение, которое человек выдумал сам для себя, чтобы не скучать, а добрая и созидательная сила, способная противостоять забвению, злу и даже самой смерти. Как показывают история и искусство – и в буквальном, и в метафорическом смысле.

О рождении Проекта «Ключи от лабиринта»

Куратор Проекта в «Галерее XXI века» Алёна Борщаговская рассказала нам, как родилась идея «Ключей от лабиринта», в чем актуальность выставки в сегодняшних российских реалиях и почему творческим соавтором был выбран именно Театр «На набережной». 

Алёна, как появилась идея выставки?

— Рассказала мне об идее «Ключей от лабиринта» Наталья Игнатьева, совершенно потрясающий педагог и человек, созвучный мне душевно — как оказалось, у нас одни отправные точки и в искусстве, и в мировоззрении. Мне захотелось привнести в реализацию этой замечательной идеи наше видение.

Книги Елены Макаровой, другого автора идеи выставки, я начала читать ещё лет тридцать назад. Одна из них, посвященная детскому творчеству, давно стала моей настольной, и в ней есть небольшой отрывок о Фридл Дикер-Брандейс, австрийской художнице, которая была депортирована в Терезинское гетто в декабре 1942 года и там до самой своей смерти от рук фашистов учила детей рисованию. Именно Елена Макарова подняла историю жизни Фридл из небытия.


СПРАВКА: Рассказ о судьбе Фридл Дикер-Брандейс (1898, Вена - 1944, Освенцим) составляет одну из двух частей выставки «Ключи от лабиринта». Это материалы о жизни замечательной австрийской художницы, дизайнера, педагога, выпускницы Баухауза, сканы её работ и работ её учеников, фотографии писем, тексты самой Фридл. Вместе с мужем она была депортирована в Терезинское гетто в декабре 1942 года. В гетто Фридл давала уроки рисования по тем же упражнениям и методикам, что родились в Баухаузе, и стали глотком живой воды для детей Терезина. Накануне последней депортации из Терезинского гетто в Освенцим, 6 октября 1944 года, она собрала в чемодан все рисунки, сделанные детьми на её уроках (около 5000). Рисунки сохранились. После войны они оказались ярким свидетельством повседневной жизни евреев в гетто.   

— Каково Вам было браться за такую трагичную и для многих страшную тему?

— Дело не том, страшная она или не страшная. Вопрос в том, что вообще такое творчество, что такое искусство, что оно в принципе дает человеку? Долгое время, когда мы жили в советских реалиях, у нас было четкое общественное понимание, что такое норма, а что нормой не является. Было ли это понимание верным — другой разговор. Но в 90-е годы, в переломный момент истории, наш народ вдруг потерял ориентиры и... «потерялся». Когда я бралась за работу над выставкой, я понимала, что рассказать историю Терезинского гетто современным людям будет очень трудно, что нужно будет отдельно готовиться ко встрече с каждым посетителем зала: ребенком, взрослым или пожилым человеком.

В сегодняшней России море сложных тем, общественных споров и культурных столкновений, и в них участвуют, в том числе, и дети. И дети хотят слышать правду, хотят опираться на что-то, чтобы формировать свое мировоззрение. Дети в любые времена одинаковы – в них живо острое чувство справедливости. И помочь им найти вневременные ответы на их вопросы может как раз искусство.

Почему «Ключи…»? Потому что творчество — это ключ к жизни. Мы все уязвимы, нас бьют с разных сторон, у нас много проблем. Что может помочь нам выстоять? Что помогает моей девяностолетней маме каждое утро вставать и радоваться жизни? Книги, искусство, то, что она – человек.

Рассказывать про ужасы жизни в гетто — да, это непросто. Но этот рассказ – не единственная цель выставки, это, скорее, способ поговорить на важные темы, которые история творческой жизни Терезина в годы войны подняла наиболее остро.

 

СПРАВКА: Одной из задач концентрационного лагеря Терезиенштадтбыла пропаганда, представлявшая так называемое «возрастное гетто» в качестве образцового лагеря. С 1942 года нацисты стали массово депортировать сюда пожилых евреев из Чехии и других оккупированных европейских стран. Терезин отличался очень высоким образовательным и профессиональным уровнем заключённых, среди которых было много учёных, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью. В нём действовали синагоги и христианские молитвенные дома. Были лекционные залы, выпускались журналы, проводились спектакли, концерты, выставки. Творческую жизнь в катастрофических условиях быта здесь нацисты не запрещали, так как представляли ее миру как свое достижение. На самом деле гетто было пересыльным – более 88 000 пленников Терезина были депортированы за годы Второй мировой войны в лагеря уничтожения. 9 мая 1945 года Терезин освободила Советская армия. К этому моменту в живых в нём остались около 17 000 человек.


Как реагировали на выставку дети?

— К нам приходили и семьи — ребенок с родителям, с бабушками или дедушками; и группы детей – школьные классы, студенты. Когда мы проводили экскурсии, я видела реакцию лучше всего. Особенно когда мы показывали документальный фильм о гетто. Вопросов у них возникало очень много, вопросы были хорошие. «Почему нужно было отрывать детей от родителей?» «Зачем людей убивали, ведь их можно было просто изолировать, чтобы они никому не мешали? Или построить им многоэтажные дома?» Когда ребенок задает такие – самые главные для человека – вопросы, это дорогого стоит. Отвечать на них детям, которые живут в благополучной Москве, было не так легко – нужно было подбирать слова, чтобы они поняли, чтобы почувствовали, что такое фашизм и почему это не просто страница учебника по истории, а явление, которое живо и сейчас.

 

О том, как встретились «Галерея XXIвека» и Театр «На набережной» - и о непрерывности жизни

— Алёна, что открыло Проекту «Ключи от лабиринта» участие Театра «На набережной»?

В Проекте вторая документальная часть выставки посвящена опере «Брундибар», одному из спектаклей, который поставили в те годы с детьми настоящие мастера, музыканты и художники, ставшие узниками Терезинского гетто. Поэтому участие в Проекте специальных гостей - Театра «На набережной» и Фёдора Сухова, его художественного руководителя, режиссёра и замечательного театрального педагога, - стало для нас большим подарком, обогатило Проект в целом, дало ему ещё больше жизни.

Своими спектаклями Театр «На набережной» тоже говорит с детьми на сложные темы, требующие честного, бескомпромиссного взгляда на жизнь. Я лично давно знаю Фёдора Сухова и давно мечтала с ним вместе поработать. Спектакль «Дорога в небо» - документальная мистерия, обращение к судьбе Януша Корчака и его воспитанников накануне депортации Варшавского гетто в 1942 году в Треблинку, лагерь уничтожения. У Фёдора очень глубокая, пронзительная и серьёзная авторская драматургия и режиссура, в которой естественно и целостно проявлены образы и детей, и взрослых профессиональных актёров. Здесь, в «Дороге в небо», для меня проявилось огромное уважение к детям и их праву на творческую жизнь – всё это более чем созвучно «Ключам от лабиринта» и тем общечеловеческим, гуманистическим вопросам, которые нас занимают. Вопросам, которые поднимает проект в целом.

Знаете, когда сейчас, в финале проекта, в Театре «На набережной» был специальный показ спектакля «Дорога в небо», мы с мужем смотрели его вместе с гостями. Были наши коллеги, взрослые, были и дети - обычные московские старшеклассники. И знаете, что я увидела? Они пришли на спектакль такие, какими мы их видим каждый день – веселые, смешливые, беззаботные ребята. В отличие от взрослых, сама тема была для них далёкой, исторической данностью. Где-то вне времени были и Варшава, и Корчак, и сама ситуация нацизма, шаг за шагом захватывающего мир. И какими они выходили... Я видела их глаза – видела сострадание, глубину всё то, что делает нас людьми, от чего растёт наша душа. Истинное вневременное искусство передаёт опыт поколений, передаёт память вот именно этим, невербальным, образным и эмоциональным путём, я уверена в этом. 

  

   Кульминацией «Ключей от лабиринта» стали, пожалуй, два дня — 26 и 27 сентября, представившие два события от специальных гостей Проекта: в первый день  Театр «На набережной» представил на своей сцене спектакль «Дорога в небо», на следующий — в выставочном зале «Галерея XXI века» прошли ТИгры – авторские Театральные Игры Фёдора Сухова, созданные специально для Проекта.


СПРАВКА: Театр «На набережной»  уникальный репертуарный театр-содружество детей и профессионалов-взрослых. Фёдор Сухов выпускник ВТУ им. Б. Щукина, режиссёр и художественный руководитель Театра «На набережной», театральный педагог и международный эксперт, проводивший авторские театральные лаборатории и мастер-классы в 16 странах мира,автор методики «Открытый театр». Лауреат звания «Учитель года России», член Союза Кинематографистов, актёр театра и кино. Автор и режиссёр более 50 пьес и постановок, в том числе – 4 за рубежом.


Спектакль «Дорога в небо», представленный в программе Художественно-образовательного проекта «Ключи от лабиринта», — это документальная мистерия о Доме сирот Януша Корчака. Действие спектакля разворачивается в Варшавском гетто в августе 1942 году накануне депортации в лагерь уничтожения Треблинка II. Автор пьесы и режиссёр — Фёдор Сухов. Премьера состоялась в 1998 году. 14 апреля 2012 года спектакль был восстановлен к 70-летию со дня депортации Варшавского гетто.

О «Дороге в небо» и жажде лучшей жизни 

В аскетичном сценическом пространстве Театра «На набережной» – чёрно-белые документальные фото и голоса людей, уличное интервью: «Что Вы знаете о Януше Корчаке?..»

А что мы знаем о Януше Корчаке? Кем он был, каким – «Старый Доктор», писатель, педагог, известный тогда в 1942 году всей Европе? И почему не спасался из оккупированной нацистами Варшавы, отказался от побегов из гетто? Почему не оставил своих воспитанников Дома сирот и разделил с ними последний путь «Himmelfahrtstrasse» – «Дорогу в небо», как назывался путь от перрона до газовых камер лагеря смерти? И как удавалось им, этим детям и воспитателям, даже тогда, в последние дни перед депортацией, жить полной жизнью – играть с детьми спектакль «Почта» Рабиндраната Тагора, улыбаться, видеть в небе звезду?.. «Единственное, что мы можем вам дать – это жажда лучшей жизни, по правде и справедливости…», - напутствует Корчак детей и сам идёт с ними. В вечность.

О спектакле и особенности его создания мы говорим с Фёдором Суховым, художественным руководителем «Театра на Набережной», режиссёром и автором пьесы.

- Фёдор, в Проекте «Ключи от лабиринта» «Театр на Набережной» представил документальную мистерию «Дорога в небо», спектакль, который дети и профессионалы играют вместе, в содружестве и уважении. На чём у Вас в Центре основан этот процесс обращения к таким серьёзным и драматичным темам?

- «Дорога в небо» является наследником первой творческой работы «Театра на Набережной», с которой он начинал свой путь в 1980 году - документального спектакля «Завет», основанного на литературных произведениях Януша Корчака. Она заканчивалась материалами Нюрнбергского процесса, показаниями единственного уцелевшего в лагере истребления «Треблинка-II» свидетеля. Именно «Завет» породил традицию «Театра на Набережной» - сотворчества в работе над спектаклями и в спектаклях детей и взрослых.

И сейчас, и вот задолго до сегодняшнего момента, по всем другим спектаклям у нас простое правило – мы даём семье прочитать материал, знакомим с документальными темами, чтобы и семья, и ребёнок осознанно принимали решение об участии в спектакле.

У детей – оно прописано в «Декларации прав ребёнка» – есть право на информацию, на высказывание своего мнения. И мы в своей работе в «Театре на Набережной» очень корректно его осуществляем. Потому что одно дело – тема, а другое – как с тобой о ней разговаривают. Это точно сфера, о которой мы думаем. У детей в «Театре на Набережной» есть понимание «адресата дарения» – того человека, ради кого они это делают, поскольку мы заинтересованы в педагогике, а не эксплуатации детей как материала для вышибания слезы из зрителей. Перед каждым спектаклем у ребёнка есть такая зона молчания, когда он выбирает, втайне от всех, кому он будет этот спектакль посвящать в утешение или в помощь. Действенная метафора – водить воображаемой рукой, писать на воображаемой бумаге имя – очень дисциплинирует человека. Он не может уже просто так себе изменить и, конечно, понимает, откуда эта связь приходит - так Экзюпери, например, посвящает Леону Верту «Маленького принца».

Для меня театральная педагогика предполагает постоянное право выбора для ребёнка. Поскольку я работаю с детьми в том числе в сфере нарративной психологии, например, с метафорическими и ассоциативными картами, там есть хорошее правило – каждый вправе видеть то, что он хочет видеть. И никто не должен приказывать видеть что-то иное. А значит, Жизнь может быть воспринята как некое творческое приглашение, каждодневный творческий вызов, в разных его проявлениях.


О «Камне – Пёрышке – Реке» и расширяющихся Вселенных 

  

Авторскую ТИгру «Камень - Пёрышко - Река» Фёдор Сухов создал специально для проекта «Ключи от лабиринта». Она стала игровым драматическим путешествием для детей, взрослых, профессионалов — всех гостей выставки. Через тонко выстроенную последовательность драматических упражнений, превращающихся в миниатюрные импровизационные спектакли, каждый участник мог почувствовать, всмотреться, услышать и «художественный», и «документальный» голос каждого объекта выставки — камней, фотографий, детских рисунков, бумажных ангелов, сделанных уже современными детьми, огромной старинной лодки.

В этой ТИгре Фёдор Сухов открыл, что драматический игровой театр может говорить на метафорическом художественном языке.

Как сам он говорит в одном из интервью о принципах своей драматической работы:«Дети – границ не знают, пределов не знают. Они — расширяющиеся Вселенные. Театр для ребенка — инструмент познания мира». 

 

В самом Театре «На набережной» Игровой Театр, интерактивные Театральные Игры - ТИгры, - является одним из четырёх драматических театров детей: Игрового, Образовательного, Постановочного и Авторского – разнообразно взаимосвязанных и образующих уникальную «Творческую экосистему» Театра.

Здесь, в пространстве выставки, ТИгры – как называет их сам Фёдор Сухов: «эфемерный театр на пустом месте» – оказались в художественном смысле всемогущи. Они были способны настроить очень тонкую «слышимость жизни» во всём живом и у зрителя, и у актёра, поскольку каждый участник был важен и уникален в рождающейся ТИгре. Вот подушка превращается в младенца, вот рисунок оживает, вот «бумажный ангел» касается человека, бросившегося помочь упавшему в толпе - сюжет Театральной Игры и её развитие каждый раз создаются на глазах зрителя, в его присутствии и участии - и непременно дарятся ему.

В «Ключах от лабиринта» уникальность этой ТИгры оказалась ещё и в том, что в ней впервые участвовали дети разных возрастов, обучающиеся в разных творческих направлениях — дети, занимающиеся в художественных мастерских «Галереи XXI века», дети, занимающиеся драматическим театром в Театре «На набережной», дети - гости выставки.

  

Художественно-образовательный проект "Ключи от лабиринта" осуществлён при поддержке Департамента культуры города Москвы, Галереи XXI века и Объединения "Выставочные залы Москвы".

Текст: Елизавета Киктенко

Фото: Дарья Крылова, Михаил Блинцов.

Куратор проекта: Оксана Данилюк. 

Материал опубликован на портале "Ёжик ёжик" // "Chips-journal.ru" 7 ноября, 2015.